О возможностях для ведения бизнеса на Бали

Последние 5-7 лет Бали – настоящая мекка для ведения бизнеса. Сюда приезжают туристы со всего мира и готовы и настроены на то, чтобы тратить. Они оплачивают гостиницы и виллы, рестораны и кафе, туры и входные билеты; покупают одежду, сувениры и мебель; инвестируют в строительство, образование детей, магазины и развлекательные центры. Остров, особенно в южной части, меняется на глазах и буквально «просит» (в лице и местного правительства, и местных жителей) дальнейших изменений.

Основная предпосылка к успеху на местном рынке – предпринимательский опыт, западный менталитет и понимание потребностей иностранных туристов. Нужно понимать, что западная и балийская, или – шире – индонезийская культура настолько различны, что те бизнес-предложения, которые делают местные жители туристам, в основной своей массе не соответствуют ожиданиям последних. Предоставить качественную услугу или первоклассный сервис обычно получается только у иностранцев или под руководством иностранцев.

Если вы были на Бали и где-то остались довольны качеством сервиса, скорее всего, за оказанной услугой стоит иностранец, житель какого-либо крупного города Индонезии (Джакарты или Сурабаи, например) или получивший образование или опыт балиец, который вернулся на родину. Разговор, ни в коем случае не идет в категориях «плохой-хороший» — речь, прежде всего, о менталитете, культуре и образовании коренного жителя Бали; балийцы, в большинстве своем, приятные, открытые и улыбчивые люди, готовые и стремящиеся помочь, но – в рамках собственного видения и знания мира. А видение это, надо понимать это, сильно отличается от европейского; еще 30-40 лет назад большая часть населения острова было фермерами. За плечами у большинства нет ни серьезного образования, ни сколь-либо фундаментальных знаний. Деньги и радости западного мира неожиданно упали к ним в середине-конце 80-х, а с середины 90-х стали накрывать население острова по возрастающей.

Поэтому шансы на успех вашего предприятия на острове весьма высокие. Вы, выходя с предложением на балийском рынке, изначально на корпус впереди местного предпринимателя. Вероятность «прогореть», конечно, существует, как и везде, как и в любой предпринимательской деятельности. Традиционные риски, специфику и сложность ведения бизнеса в другой стране никто не отменял. Но в тоже время ошибки здесь прощаются и меркнут на фоне тех эпических просчетов, которые допускают местные предприниматели в обслуживании. На вашей стороне многовековая история западного предпринимателя, способность к аналитике и знание потребностей; а сражается с вами, скорее всего, бывший фермер с ограниченным представлением о желаниях иностранного туриста.

Формальные предпосылки
Помимо возможностей, обусловленных культурой, образованием и менталитетом, следует обратить внимание на то, что Бали – главный туристический центр страны, а сама по себе Индонезия входит в Топ-10 самых быстроразвивающихся экономик мира.

Последние 5 лет ВВП Индонезии каждый год растет на 4-7% в год и прогноз на следующие годы также оптимистичный.

Кроме того в последние годы страна буквально «взлетела» в рейтинге Doing business и, судя по всему, рост в последующие годы продолжится.