О личном опыте

Несколько слов о себе и почему, как мне кажется, я достаточно компетентен, чтобы  помочь вам с вашим стартапом или с бизнесом.

Я — серийный предприниматель
Так сложилось, что всю свою сознательную жизнь я запускаю бизнесы. Не те, за которыми стоят большие инвестиции, а в основном, скажем так, «от земли». Нравится ли мне это? — Да, конечно. Но в тоже время это очень вызывающе. Все время как будто катаешься на американских горках. Иной раз хочется стабильности и прогнозируемого будущего, «уверенного полета». Но кому-то быть ученым, кому-то учителем, кому-то девелопером, кому-то яхтенным капитаном, а я предприниматель. Запускать и налаживать бизнесы это моя работа, так я к этому и отношусь.

Не все мои проекты успешны, но все обогатили меня опытом
Значительная часть запускаемых мной проектов неуспешна с точки зрения классических показателей (прибыль, продажа бизнеса и проч.). Конечно, я стремлюсь к улучшению показателей конверсии (и они, несомненно, есть — опыт дает о себе знать), но, приблизительно, 6-8 из 10 все еще неуспешны. Я считаю, что это нормально, и процент успешных проектов у меня высокий. В этом смысле мне близка цитата Томаса Эдисона: «Молодой человек, вы не понимаете, как устроен мир. У меня не было никаких неудач. Я с успехом определил пять тысяч способов, которые никуда не годятся. В результате я на пять тысяч способов ближе к тому способу, который сработает». Также меня поддерживает однажды где-то увиденная статистика того, что только 1 из 10 стартапов выстреливает (цитату не проверял; данные могут и отличаться, но это прекрасно иллюстрирует мое отношение и успокаивает в сложные минуты). Так или иначе из каждого проекта я извлекаю опыт. В каждом новом проекте ошибок совершается меньше. А опытом я делюсь; не держу в себе.

Мои компании работали в разных сферах. Вот список со ссылками.
Некоторые компании, которые я создал и которыми управлял (или продолжаю управлять):

1999 г. FG.RU (Fashion Guide) — Интернет-журнал, сделанный на заре проникновения Интернета в Россию. Был одним из первых ежедневных проектов о моде на русском языке в сети. Во многом определил стандарты и форматы в своей нише. Был успешно продан и существовал до конца нулевых годов. Вот здесь, и здесь о проекте. Кстати, домен FG.RU все еще принадлежит мне, и сейчас продается — обращайтесь.

2004 г. «Интервенция» — компания по разработке и продвижению веб-сайтов. Работала в ценовой нише средний+, т.е. разработка сайта у нас стоила от 4-5  до 7-12 тысяч долларов. На пике развития в компании работало порядка 20 человек. Тогда еще готовые платформы и решения вроде WordPress и Tilda не существовали или имели крайне ограниченный функционал. Рынок разработки только формировался. В 2008-2010 г.г. ситуация начала заметно меняться, выросла конкуренция, цены на рынке упали, и я постепенно свернул проект. Вот некоторые материалы, которые удалось найти.

2008 г. Icon Communications — PR-агентство, работавшее по преимуществу в сфере lifestyle. Мы обслуживали российские и международные fashion-бренды, обеспечивая публикации о них в глянце и Интернет-СМИ; позднее — в блогах. Среди топовых клиентов были ведущие марки на российском рынке, посольство Италии, две московские недели моды и проч. Активная фаза на российском рынке — до 2014 г. Причина сворачивания — усталость от российского рынка, ощущение безысходности и бесперспективности, переезд за границу. Немного больше об агентстве можно узнать здесь и здесь.

2011 г. «Йога в городе» — центр йоги на улице Новослободская в Москве. Центр по своему расположению (50 метров от метро Менделеевская), размеру своего зала (100 кв.м.), количеству преподавателей (несколько десятков), статусности и известности преподавателей, плотности расписания (с 7 до 23) был одним из лидирующих проектов в Москве в 2012-2015 г. В 2014 г. центр переехал в другое помещение, в 10 минутах от метро Менделеевская и работал до 2019 года. Кое-что о центре можно прочитать здесь, и здесь, и здесь.
 
2014 г. D’Joglo, отель 3*** — небольшой отель на Бали, который я взял в управление, перестроил и которым управлял в течение 3-х лет. Переехав в 2014 году на Бали, я стал искать возможности для бизнеса и в итоге остановился на понятной, как казалось тогда, модели управления комплексом бюджетных вилл. Проект по этой модели был очень успешен в 2014-15 г., менее успешен в 16-м, и с трудом обеспечил операционный ноль в 17-м. От года к году менялся баланс спроса и предложения объектов в краткосрочную аренду, и в 2017 проект в заданном формате был свернут, но полученный опыт позволил запустить более масштабный проект на том же рынке. Некоторые материалы о проекте здесь.

2017 г. Icon Communications International — Неудавшийся проект по PR и маркетинговому сопровождению компаний из области hospitality в Восточной Европе. Сразу же после официальной регистрации компании я уперся лбом в вялотекущий, малоподвижный, не наполненный финансовыми ресурсами да и просто желаниями рынок Сербии и соседних стран. Потребовалось полгода встреч с десятками компаний, чтобы понять, что шансов прошибить менталитет и активно развиваться здесь нет. Сайт до сих пор работает.

2018 г. Icon Host — компания по управлению недвижимостью на Бали, Индонезия, работает в настоящее время под моим управлением. Мы оказываем услуги по маркетингу и управлению недвижимостью с целью сдачи объектов в краткосрочную аренду. Компания работает в двух районах острова — Убуд (центр острова) и Чанггу (к западу от аэропорта). В портфолио компании — виллы среднего ценового сегмента и гестхаусы. Сайт компании — www.iconhost.co

2020 г. Taste Lab — coffee corner, расположенный в торгово-образовательном центре Tamora Gallery (Jl. Pantai Berawa, 99, Canggu, Bali). Проект был запущен в октябре 2020 года как альтернатива основному бизнесу, пострадавшему от отсутствия туристов на Бали в связи с карантином. Посмотрите Instagram.

Помимо перечисленных проектов было множество других, которые были остановлены на разных этапах по разным причинам. Среди них были фотостудия (существовала с полгода), курьерская служба (около года, наверное — то был кризисный 2008/09), модельное агентство, проект по поиску недвижимости ubudagent.com, проект по управлению недвижимостью (в отличном от описанного выше формата) и др.

У меня 10-летний преподавательский опыт в МГУ, ВШЭ
Проходя обучение в аспирантуре МГУ в 2002-2004 г.г., я начал вести семинары о разработке и продвижении веб-сайтов, а позднее читать лекции по теме PR и маркетинг. Регулярная, обычно еженедельная преподавательская практика продолжалась до отъезда за границу в 2014 году. Как мне кажется, академические требования ВУЗов в сочетании с практическим опытом позволяют мне доносить до слушателей актуальную, практически полезную информацию. Этот полученный преподавательский опыт я использую при занятиях и консультациях по теме «Практика предпринимательства».